Логопедическая служба
Перспективный план работы логопедической службы на 2018 год.
Содержание логопедической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, определяется целями и задачами коррекционно-развивающего воздействия, которое организуется по трем ступеням, соответствующим периодизации дошкольного возраста. Каждая ступень, в свою очередь, включает несколько направлений, соответствующих ФГОС ДО и деятельности специалистов по квалифицированной коррекции нарушений речи у детей.
На первой ступени проводится коррекционно-развивающая работа с детьми младшего дошкольного возраста. Она посвящена, прежде всего, совершенствованию психофизических механизмов развития детей с ТНР, формированию у них предпосылок полноценного функционирования высших психических функций и речи, а также базовых представлений о себе и об окружающем мире.
Вторая ступень посвящена работе с детьми среднего дошкольного возраста: восполняются пробелы в психоречевом развитии детей, осуществляется квалифицированная коррекция нарушений речевого развития, формируются и совершенствуются навыки игровой, познавательной и речевой деятельности.
На третьей ступени целенаправленная работа со старшими до-школьниками с ТНР включает образовательную деятельность по трем образовательным областям, коррекцию речевых нарушений, профилактику возможных затруднений при овладении чтением, письмом, счетом, развитие коммуникативных навыков в аспекте подготовки к школьному обучению.
От ступени к ступени коррекционно-развивающая работа предусматривает повышение уровня сложности и самостоятельности детей в использовании ими усвоенных навыков и умений.
Подготовительный этап логопедической работы на первой ступени обучения
Основное содержание:
- Преодоление речевого и неречевого негативизма.
- Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти.
- Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития , ручной и артикуляторной моторики.
- Формирование мыслительных операций.
- Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур.
- Развитие импрессивной речи.
- Вызывание речевого подражания, потребности подражать слову взрослого.
Основной этап логопедической работы на первой ступени обучения
Основное содержание
- Формирование общих речевых навыков.
- Развитие импрессивной речи.
- Формирование предметного, предикативного, адъективного словаря экспрессивной речи.
- Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи.
- Формирование синтаксических стереотипов и усвоение синтакси-ческих связей в составе предложения.
- Формирование связной речи.
- Коррекция нарушений фонетической стороны речи.
Подготовительный этап логопедической работы на второй ступени обучения
Основное содержание
- Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений.
- Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития ручной и артикуляторной моторики.
- Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
- Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодей-ствия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур.
- Формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия (в работе с детьми с дизартрией).
Основной этап логопедической работы на второй ступени обучения
Основное содержание
- Формирование предметного, предикативного и адъективного словаря импрессивной речи.
- Формирование предметного, предикативного и адъективного словаря экспрессивной речи.
- Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи.
- Формирование синтаксической структуры предложения.
- Формирование связной речи.
- Коррекция нарушений фонетической стороны речи.
- Коррекция нарушений движений артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функций.
Подготовительный этап логопедической работы на третьей ступени обучения
Основное содержание
- Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений.
- Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития ручной и артикуляторной моторики.
- Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
- Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур.
- Формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия (в работе с детьми, страдающими дизартрией).
Основной этап логопедической работы на третьей ступени обучения
Основное содержание
- Расширение пассивного словаря, развитие импрессивной речи в процессе восприятия и дифференциации грамматических форм словоизменения и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций.
- Формирование предметного, предикативного и адъективного словаря экспрессивной речи.
- Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи.
- Формирование синтаксической структуры предложения.
- Формирование связной речи.
- Коррекция нарушений фонетической стороны речи.
- Коррекция нарушений движений артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функций.
- Обучение грамоте.
Тематическое планирование образовательнойи коррекционной деятельности