Логопедическая служба

Перспективный план работы логопедической службы на 2018 год.

Содержание логопедической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, определяется целями и задачами коррекционно-развивающего воздействия, которое организуется по трем ступеням, соответствующим периодизации дошкольного возраста. Каждая ступень, в свою очередь, включает несколько направлений, соответствующих ФГОС ДО и деятельности специалистов по квалифицированной коррекции нарушений речи у детей.

На первой ступени проводится коррекционно-развивающая работа с детьми младшего дошкольного возраста. Она посвящена, прежде всего, совершенствованию психофизических механизмов развития детей с ТНР, формированию у них предпосылок полноценного функционирования высших психических функций и речи, а также базовых представлений о себе и об окружающем мире.

Вторая ступень посвящена работе с детьми среднего дошкольного возраста: восполняются пробелы в психоречевом развитии детей, осуществляется квалифицированная коррекция нарушений речевого развития, формируются и совершенствуются навыки игровой, познавательной и речевой деятельности.

На третьей ступени целенаправленная работа со старшими до-школьниками с ТНР включает образовательную деятельность по трем образовательным областям, коррекцию речевых нарушений, профилактику возможных затруднений при овладении чтением, письмом, счетом, развитие коммуникативных навыков в аспекте подготовки к школьному обучению.

От ступени к ступени коррекционно-развивающая работа предусматривает повышение уровня сложности и самостоятельности детей в использовании ими усвоенных навыков и умений.

Подготовительный этап логопедической работы на первой ступени обучения

Основное содержание:

  1. Преодоление речевого и неречевого негативизма.
  2. Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти.
  3. Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития , ручной и артикуляторной моторики.
  4. Формирование мыслительных операций.
  5. Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур.
  6. Развитие импрессивной речи.
  7. Вызывание речевого подражания, потребности подражать слову взрослого.

Основной этап логопедической работы на первой ступени обучения

Основное содержание

  1. Формирование  общих  речевых  навыков. 
  2. Развитие импрессивной речи.
  3. Формирование предметного, предикативного, адъективного словаря экспрессивной речи.
  4. Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи.
  5. Формирование синтаксических стереотипов и усвоение синтакси-ческих связей в составе предложения.
  6. Формирование связной речи.
  7. Коррекция нарушений фонетической стороны речи.

Подготовительный этап логопедической работы на второй ступени обучения

Основное содержание

  1. Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений.
  2. Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития ручной и артикуляторной моторики.
  3. Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
  4. Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодей-ствия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур.
  5. Формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия (в работе с детьми с дизартрией).

Основной этап логопедической работы на второй ступени обучения

Основное содержание

  1. Формирование предметного, предикативного и адъективного словаря импрессивной речи.
  2. Формирование предметного, предикативного и адъективного словаря экспрессивной речи.
  3. Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи.
  4. Формирование синтаксической структуры предложения.
  5. Формирование связной речи.
  6. Коррекция нарушений фонетической стороны речи.
  7. Коррекция нарушений движений артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функций.

Подготовительный этап логопедической работы на третьей ступени обучения

Основное содержание

  1. Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений.
  2. Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития ручной и артикуляторной моторики.
  3. Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
  4. Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур.
  5. Формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия (в работе с детьми, страдающими дизартрией).

Основной этап логопедической работы на третьей ступени обучения

Основное содержание

  1. Расширение пассивного словаря, развитие импрессивной речи в процессе восприятия и дифференциации грамматических форм словоизменения и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций.
  2. Формирование предметного, предикативного и адъективного словаря экспрессивной речи.
  3. Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи.
  4. Формирование синтаксической структуры предложения.
  5. Формирование связной речи.
  6. Коррекция нарушений фонетической стороны речи.
  7. Коррекция нарушений движений артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функций.
  8. Обучение грамоте.

Тематическое планирование образовательнойи коррекционной деятельности